Государственные авиационные заводы (ГАЗ)

История

22 декабря 1919 года в соответствие с п. 1171 протокола Президиума ВСНХ Главкоавиа и его 10 предприятий были переданы в Совет военной промышленности (Промсовет) при Чрезвычайном уполномоченном Совета Рабоче-Крестьянской обороны по снабжению Красной Армии и флота (Чусоснабарм).

Предприятия вместо старого названия получили номер. Например, завод "Дукс" стал называться Государственным авиационным заводом № 1 (ГАЗ № 1). К этому обозначению иногда добавлялось название, например, ГАЗ № 2 "Икар".

Если завод закрывался, его номер могло получить новое предприятие.

Такая система существовала до 1927 года. 1 октября 1927 года авиастроение было включено в состав оборонных отраслей. Все (не только авиационные) оборонные заводы были засекречены и получили новые номера.

Список заводов

ГАЗНазваниеРасположениеОбразованПредшественникПреобразованСегодняСсылки
№ 1им. ОДВФ, им. АвиахимаМосква22.12.1919"Дукс"№ 11927ЦСКБ-ПрогрессСамараЦСКБ-Прогресс
     № 301942Производственный центр им. П.А. Воронина РСК "МиГ"МоскваКорпорация МиГ
№ 2"Икар"Москва22.12.1919"Гном и Рон"№ 241927ОАО "Моторостроитель"СамараОАО "Моторостроитель"
     № 45февраль 1942ММПП "Салют"МоскваММПП "Салют"
№ 3"Красный летчик"Ленинград22.12.1919РБВЗ
Завод В. В. Слюсаренко
Завод В. А. Лебедева
Завод С. С. Щетинина ("Гамаюн")
№ 231927Влился в завод № 153 в Новосибирске (НАПО), частично эвакуирован в Казань. НАПО им. Чкалова
     № 27222.9.1944ГП "Ленинградский Северный завод"Санкт-Петербург 
№ 4"Мотор"Москва22.12.1919"Мотор"см. ГАЗ-21927 Объединен с ГАЗ-2  
№ 5"Самолет"Москва22.12.1919Завод Ф. Моска№ 251927В 1930 г. вошел в состав завода № 39.  
№ 6"Амстро"Москва22.12.1919"Сальмсон"Вошел в ГАЗ-41924   
№ 6"Рено"Рыбинск1923"Русский Рено"№ 261927Уфимское моторостроительное производственное объединениеУфаОАО УМПО
     № 36февраль 1942НПО "Сатурн"РыбинскНПО "Сатурн"
№ 7 Пенза22.12.1919Завод В. А. Лебедевазакрыт1922-24   
№ 7 Одесса21.5.1924"Анатра"закрыт?   
№ 7 Москва14.5.1927Концессия Юнкерса№ 221927Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. ГорбуноваКазаньКАПО им. Горбунова
     № 2318.12.1941Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. ХруничеваМоскваГКНПЦ имени М.В.Хруничева
№ 8"Пропеллер"Москва22.12.1919"Аэротехнический"№ 281927?  
№ 9"Большевик"Александровск (Запорожье)
апрель 1920ДЕКА№ 291927Омское моторостроительное объединение имени БарановаОмск 
     № 478октябрь 1944ОАО "Мотор Сич"ЗапорожьеОАО "Мотор Сич"
№ 10"Лебедь"Таганрог1923Завод В. А. Лебедева№ 311927JSC Tbilaviamsheni (TAM)ТбилисиJSC Tbilaviamsheni (TAM)
     № 86сентябрь 1943ОАО "Таганрогская авиация" (ТАВИА)Таганрог 
№ 11 Одесса1920"Анатра"закрыт1922-24   
№ 11"Лесопильный"Москва Лесопильный№ 411927?  
№ 12 Киев9.9.1920 Ремвоздух No 6, с 1931 No 431922Перебазирован на завод № 153 в Новосибирске (НАПО) НАПО им. Чкалова
     № 4736.12.1943"Киевский авиационный завод "АВИАНТ"Киев"АВИАНТ"
№ 12"Радио"Москва28.1.1925 № 121927   
№ 13 Омск (?)       
№ 14 Сарапулконец 1919Дивизион воздушных кораблей "Илья Муромец"закрыт1.1.1922   
№ 15 Симферополь1921Анатразакрыт1922   
№ 16"Аэролак"Москва1922Завод И. К. Коха№ 361927ОАО "Анилинокрасочный завод" (?)Кемерово 
       НПО "Пластик" (?)Москва 

Примечания

Даты в таблице - это, по-возможности, даты принятия документов. То есть, даты, когда появилось то или иное наименование.

В 1941 году заводы были эвакуированы на Восток, и большинство из них продолжило работу под старым названием. Когда угроза захвата предприятия исчезала, на старых площадях восстанавливали производство. Это были уже новые предприятия с новым наименованием. В результате практически каждый завод ГАЗ стал родоначальником двух предприятий.

Источники


Главная